Уважаемые Гость! 

Добро пожаловать на страничку Читального зала!

     Темы для данных статей навеяны временем, насущными вопросами, волнующими современное общество. Хотелось бы узнать Ваше мнение, пообщаться, найти интересные темы для обсуждения. Для этого специально для Вас после каждой статьи есть раздел "Комментарии" и открыты страницы: "Обратная связь" и "Ваши отзывы". 

 

Чт

30

авг

2012

Интернет: тусовка или пространство воспитания

Понимай любой большой,
Знай любая кроха:
Интернет знать - хорошо
А бояться - плохо!

 

     Река времени порой непостижимо, но неумолимо несёт корабль нашей жизни вперёд к новым открытиям и новым свершениям. Всё новое на пути кажется непонятным, вызывает массу эмоций,  порой недоверия и неприятия. Но как бы то ни было со временем всё встаёт на свои места, приходит понимание необходимости инноваций. Так было и, наверное, будет. Главное помнить, мы, люди, способны на рациональное решение любой проблемы.

     Вот так когда-то встал вопрос о вреде и пользе компьютера, интернета в жизни человека. Ребёнок – это человек, только неокрепший во всех отношениях, его можно увлечь, повести за собой, убедить. Надо только захотеть. Взрослый – это человек, уже имеющий своё мнение, свой взгляд на происходящее, и всё же его тоже можно убедить. Надо только суметь. Сегодня практически в каждом доме есть компьютер, в школах оборудуются кабинеты необходимыми техническими средствами обучения. Повсеместно устанавливается интернет. Так неужели это всё во вред? Попробуем разобраться.

      В силу жизненных обстоятельств многие взрослые вынуждены большую часть своей жизни проводить на работе или в поисках её, и даже когда родители возвращаются домой, то главным для них становится отдых и покой, порой даже от собственных детей. Дети же предоставлены сами себе. И если в школе уроки информатики строго дозированы, то дома полная свобода действий. Интернет становится источником тех эмоций и того общения, которого так не достаёт ребёнку. И потом это очень удобно для пап и мам: ребёнок дома, при деле, не болтается в сомнительных компаниях непонятно где. В таком случае есть важное но: интернет превращается в развлекательную игрушку и, ребёнку трудно понять его главное предназначение – быть верным спутником в познании этого мира, помощником в поиске полезной информации, профилирующим компонентом для выбора своего места в обществе. А сколько примеров из жизни, когда дети с головой уходили в виртуальный мир, не желая участвовать в семейных делах, иногда это связано с уходом от конфликтных ситуаций, не имея возможности поделиться с кем-то близким своими личными переживаниями. Отсюда их замкнутость и отчуждение от обыденной жизни, отсутствие интереса к спорту, искусству, наукам.

      Мы, люди 21 века, должны понимать, что в наше время компьютеры так глубоко проникли во все сферы нашей жизни, что представить жизнь без этой умной машины сложно себе. Наши дети родились и растут в мире, где компьютер – такая же привычная вещь, как телевизоры, автомобили, электрическое освещение. То, что нам, взрослым совсем недавно казалось чудом техники, для них – вовсе не чудо, а просто любопытная вещь, с которой можно возиться как со всякой новой игрушкой. Почему-то ни у кого не возникает вопроса, что надо учить детей держать правильно ложку и вилку, так значит и знакомство с компьютером, а тем более с безбрежными просторами интернета должно быть обучающим. Да, это время, это поиск нужных слов для объяснения и нужной информации, важных действий от старшего поколения, но это того стоит, поверьте.

     С каждым днём Интернет занимает в нашей ежедневной жизни всё больше и больше времени. Теперь вместо того чтобы играть с друзьями на улице в футбол, мы играем с ними онлайн-игры. Вместо того чтобы писать письма, мы используем электронную почту или ICQ. Даже разговоры по телефону замещает Интернет сервис Skype. Теперь есть люди, которые не ходят по магазинам за покупками – они покупают вещи в интернет-магазинах!
     То, что компьютер заменяет нам реальную жизнь не очень хорошо. Вы спросите: а что в этом плохого? Что плохого в том, что мы не ходим в кинотеатры, а смотрим фильмы в онлайн-кинотеатрах и скачиваем музыку с
интернет-порталов? Что плохого в том, что можем общаться с друзьями, не выходя с дома? Что?! Но в этом есть как свои плюсы, так и минусы.
Можно выделить положительные моменты:

• Экономия времени и усилий;
• Оперативность получения информации
• В Интернет нет кордонов, расстояния в тысячи километров не помеха для общения;
• Удобность произведения покупок нельзя сравнить с покупками в реальных магазинах;
• Поиск информации в электронных библиотеках осуществляется быстрее, чем в обычных.
• Информация на компьютерах занимает намного меньше места чем, например, в печатных изданиях, на видео- и аудиокассетах;
• Интернет-радио и интернет-телевидение вещают везде, где есть доступ к всемирною паутине, а не только в больших городах;
• Доступ в Интернет можно получить не только с огромных домашних ПК, а и с компактных нетбуков и мобильных телефонов, что делает Интернет таким же доступным, как и мобильную связь.
     И это не всё. Но не стоит забывать о том, что Интернет, как и все вещи, придуманы человеком, приносит не только пользу. Во всемирной сети Интернет находится много информации, которая не предназначена для всех. Мы не можем полностью защитить наших детей от просмотра таких страниц. Есть много программ, которые помогают фильтрировать Интернет страницы, но 100% гарантии на то, что дети случайно не попадут на такие ресурсы нет.   Общаясь по интернету дети начинают коверкать слова, используют сокращения иностранные слова. У них создаётся иллюзия общности, что в обыденной жизни может оказаться лишь мифом. Есть немало примеров, когда  в результате  такого общения ребята попадали в неприятные ситуации, даже с трагическим исходом.

     Мы, взрослые, учитывая всё вышесказанное, должны учитывать и возрастные  особенности детей. Так, школьники 7-9 лет могут с лёгкостью освоить игровые программы, пользоваться электронной почтой. Важно, чтобы компьютер всегда был на виду у взрослого, и ребёнок обязательно делился своими впечатлениями. К 10 - 12 годам школьники уже осознанно начинают пользоваться интернетом для помощи со школьными заданиями, у них появляются увлечения и хобби. Важно включать ребёнка в решение семейных вопросов с помощью интернет-ресурсов  (например, поездка на отдых, покупка чего-либо). В 13-15 лет дети ищут друзей в интернете. Родители должны принимать участия в дискуссиях и чаще обычного интересоваться с кем ребенок общается в интернете и в обычной жизни.

     Как видим, роль грамотного и внимательного взрослого просто неоценима в освоении интернета детьми. От его участия зависит чем станет интернет: тусовкой или пространством воспитания.

     Надеюсь, нформация, которая будет освещаться далее, поможет правильно организовать работу с интернетом и сделает ваше общение и общение вашего ребёнка увлекательным и полезным для здоровья и воспитания.

   
  1. Влияние на организм. Самое главное – знать как влияет компьютер на детский организм и сколько времени ребёнок может проводить за монитором без вреда для здоровья. Существуют четыре основных вредных фактора: нагрузка на зрение, стеснённая поза, нагрузка на психику, излучение. Давайте разберём каждый из них по порядку:

     Зрение. Нагрузка на зрение - это первый и самый главный фактор. Продолжительная работа на компьютере приводит к зрительному переутомлению, что, в свою очередь, может привести к снижению остроты зрения. Ребёнок старшего дошкольного возраста и ученик начальной школы может проводить за компьютером не более 10-25 минут, после чего необходимо сделать перерыв и небольшую гимнастику для глаз. Если у ребёнка проблемы со зрением, то садиться за монитор ему можно только в очках. Ни в коем случае не разрешайте ребёнку работать за компьютером в темноте. Важно расположить дисплей так, чтобы свет из окна не падал на экран и не светил в глаза. Расстояние от детских глаз до экрана должно составлять 50-70 см. И помните: компьютер не является основной причиной развития близорукости у детей. Огромную роль в этом играют наследственность, телевизор и чтение в темноте. При грамотном подходе и организации рабочего места ребёнка, его зрению ничего не угрожает.

      Стеснённая поза. Сидя за компьютером, ребёнок смотрит с определённого расстояния на экран и одновременно держит руки на клавиатуре или органах управления. Это вынуждает его принять определённое положение и не изменять его до конца игры. Необходимо, чтобы кисти рук малыша находились на уровне локтей, а запястья – на опорной планке. Также необходимо сохранять прямой угол (90 градусов) в области суставов. И, конечно, как можно больше разнообразьте досуг ребёнка: между компьютерными играми ребёнок должен играть в подвижные игры, гулять, заниматься спортом. Не разрешайте малышу перекусывать за компьютером: эта вредная во всех смыслах привычка может остаться на всю жизнь.

     Психическая нагрузка. Третий по важности фактор – нагрузка на детскую психику. Компьютер требует не меньшей сосредоточенности, чем вождение автомобиля. Интересные игры требуют огромного напряжения, которого практически не бывает в обычных условиях. Эта область ещё мало изучена, поскольку современная мультимедиа-техника появилась значительно недавно. И всё же психическую нагрузку можно уменьшить. Во-первых, в работе следует делать перерывы, а во-вторых, необходимо следить за содержательной стороной игр. Легче всего для детского восприятия статическое, крупное цветное изображение в сопровождении звука. Достаточно безопасно рассматривать картинки или фотографии в сопровождении дикторского текста. Хуже для психики и для глаз воспринимается рисование на компьютере: здесь звук не играет отвлекающей роли, а всю работу выполняют глаза. Напрягая зрение, ребёнок напрягается сам. Всё это происходит и во время чтения с экрана текста, поэтому поиск информации в Интернете нужно дозировать. Ну и, наконец, настоящие вредители – игры, содержащие движущееся на высокой скорости изображение и мелкие элементы. Переутомление и напряжение детского организма после таких длительных игр снять очень нелегко.

     Излучение. Изначально все родители боятся радиации от компьютерного монитора. Но должна вам сказать, что у современных мониторов предусмотрены все меры безопасности: в частности, собственно то, что называется радиацией (гамма-лучи и нейтроны), монитор вообще не производит. В нём просто нет устройств со столь высокой энергией. Также ничего не излучает системный блок. Но вы наверно заметили, что нигде в квартире пыль не скапливается с такой скоростью, как на компьютерном столе. Дело в том, что на электроннолучевой трубке кинескопа имеется потенциал в 100 раз выше напряжения в сети. Сам по себе потенциал не опасен, но он создаётся между экраном дисплея и лицом сидящего перед ним, и разгоняет осевшие на экран пылинки до огромных скоростей. И эти пылинки летят, естественно, во все стороны и оседают на компьютерный стол и лицо ребёнка. Следовательно, необходимо постоянно снижать количество пыли в помещении посредством влажной уборки. А малыша, вставшего из-за компьютерного стола, следует умыть прохладной водой или протереть лицо влажной салфеткой. 

Итак, семь основных правил при работе малыша за компьютером

(которые также необходимо соблюдать и взрослым):

· При слабом зрении садиться за компьютер можно только в очках.

· Соблюдать расстояние от глаз до экрана (50-70 см).

· Делать перерывы в работе и гимнастику для глаз через каждые 15-25 минут работы перед монитором.

· Соблюдать правильную рабочую позу.

· Не работать на компьютере в темноте.

· Следить за содержательной стороной игр и программ, особенно в интернете.

· После занятий  умыться прохладной водой.

  1. Разновидности игр. Поистине гигантское количество игр, ассортимент которых обновляется практически ежемесячно (если не еженедельно), может сбить с толку любого из нас. Если в семье решено применять интернет с целью воспитания и развития ребёнка, то взрослые должны понимать, как, зачем и во что играют современные дети, быть в курсе игровых новинок и уметь совместно обсудить содержание новой игры. Чтобы не выглядеть полными профанами в глазах наших детей, нам не мешало бы поинтересоваться законами компьютерного игрового мира. И поможет нам в данном вопросе знание жанровой классификации игр.

      Основных жанров компьютерных игр несколько, но в каждом жанре существуют свои разновидности, так что разных видов компьютерных игр гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд. Тем не менее игры одного жанра имеют между собой много общего. К тому же на сегодняшний день очень часто практикуется такой приём, как совмещение нескольких жанров в одной игре. Условно всё многообразие игр можно классифицировать следующим образом:

     Адвентурные (приключенческие). Визуально подобные игры  оформлены как мультипликационный фильм, но с интерактивными свойствами – возможностью управления ходом событий. Для решения поставленных в них задач необходимо обладать хорошей сообразительностью и развитым логическим мышлением. Главным подспорьем в этих играх служат находки – различные предметы, которые встречает персонаж, путешествуя в игровом пространстве многочисленных уровней.

     Стратегии. Основная цель стратегических игр – управление войсками, энергией, полезными ископаемыми или другими подобными ресурсами. При этом зачастую необходимо осуществлять не только долговременное планирование, но и следить за текущей ситуацией. Конечной целью игры-стратегии является завоевание вражеских поселений, заключение необходимого союза или набор фиксированного количества очков. Эти игры достаточно сложны, но именно они развивают в ребёнке усидчивость и  способность к планированию своих действий, а также тренируют многофакторное мышление.

     Аркадные. Эта разновидность компьютерных игр перекочевала в наши персональные компьютеры с игровых автоматов и различных приставок. Характерной особенностью аркадных игр является поуровневое дробление игры, когда наградой и целью является право перехода к следующему эпизоду или миссии. Как правило, в конце каждой миссии игроку необходимо одержать главную победу. Аркадные игры тренируют глазомер, внимание, скорость реакции, но для детей дошкольного возраста рекомендуются ограничения по времени игры.

     Ролевые. В играх этого жанра в распоряжении игрока имеется небольшой отряд персонажей, каждый из которых выполняет свою отдельную роль или функцию. Цель героев – совместными усилиями исследовать виртуальный мир и выполнить поставленную в начале игры задачу. Задачей может быть отыскание определённого клада, сокровища или заклинания. Путь к достижению намеченной цели обычно преграждают различные препятствия и вредители разных мастей, которых необходимо одолеть силой или хитростью. Здесь и проявляется главный принцип ролевой игры – использование нужного персонажа в нужное время и в нужном месте.

     3D – Action. Кратко девиз данных игр можно выразить следующими словами: «Убей их всех!». Повышенная степень виртуальности создаётся за счёт использования трёхмерной графики и спецэффектов, где, как и в реальной жизни, есть верх, низ, право, лево, впереди и позади. Это сугубо развлекательный тип игр, которые развивают только моторные функции и почти не развивают познавательные, при этом они сомнительны в плане развития мышления и тем более нравственного воспитания. В данных играх особенно необходимо соблюдать чувство меры, причём не только детям, но и взрослым.

     Логические. Большинство детей старшего интересуются головоломками, если, конечно, они доступны для них. Полезность логических игр в том, что они развивают навыки логического мышления. Чаще всего такая игра представляет собой одну задачу или набор нескольких головоломок, которые необходимо решить. Типичными представителями этого жанра являются разнообразные задачи на перестановку фигур или составление рисунка. В последнее время российские фирмы-производители выпускают много качественных разнообразных логических игр, рассчитанных на дошкольный возраст, с целью обучения детей счёту, чтению, письму и другим предметам.

     Симуляторы. Игра-симулятор (иначе – имитатор) имеет в своём названии какую-нибудь приставку, например: авто-, авиа-, спортивный и др. Желание ребёнка попробовать свои силы в чём-то новом – очень сильное чувство, и компании, которые выпускают компьютерные игры для детей, об этом хорошо осведомлены. Сегодня в продаже можно найти имитаторы практически любых технических средств – парусных кораблей, дирижаблей, самолётов и вертолётов, танков, подводных лодок, реальных и фантастических космических аппаратов. В этих играх разработчики большое значение придают реализму ответных реакций окружающей виртуальной среды, вплоть до мельчайшего соблюдения технических показателей.

 Существуют и другие классификации компьютерных игр, но нельзя категорически заявлять, что одни игры плохи в плане воспитания, а другие хороши. Здесь не всё так просто, многое зависит от конкретной игры. Даже среди 3D-Action, традиционно считающихся кровавыми и жестокими, встречаются такие, которые учат добру, товариществу и взаимовыручке. Самое главное – отношение к игре ребёнка, а для того, чтобы нам с вами не заблудиться в безбрежном море виртуальных развлечений, необходимо иметь т. н. информационную культуру и прививать её нашим детям.

     Итак, итоговые рекомендации для правильного применения игровых программ с целью воспитания и развития дошкольника и школьника:

  Прежде всего, выбирайте жанр игры в соответствии с темпераментом и склонностями ребёнка: одним детям лучше подходят спокойные, размеренные игры, другим – активные, динамические.

· Разрешайте дольше играть в игры с исследовательским содержанием, чем с развлекательным. Если ребёнок проявляет инициативу, пытается разрешить возникшую проблему, анализирует сложившуюся ситуацию и делает из неё выводы – такая игра, несомненно, содержит элементы исследования.

· Продолжительность игры выбирайте в соответствии с возрастом ребёнка и характером игры. Ритм и продолжительность игры должны быть сбалансированы: если ритм игры напряжён, то игра не должна быть продолжительной.

· Не прерывайте игру ребёнка до завершения эпизода – малыш должен покидать компьютер с сознанием успешно выполненного дела.

· Постарайтесь, чтобы ребёнок усвоил главный принцип продолжительности игровых сеансов – нельзя играть в игры в ущерб жизненно важным занятиям, таким как сон, еда, отдых, физкультура, игры на свежем воздухе и др. Например, у современной молодёжи входят в привычку так называемые перекусы за компьютером. И кто образец для подражания? Снова мы, взрослые. Значит следует пересмотреть и свой стиль поведения.

  1. Цель включения интернета в жизнь ребёнка. Основная миссия общения ребёнка с компьютером  – это, конечно, подготовка к школе, выполнение дополнительных заданий, закрепление изученного в нестандартных ситуациях, поиск новой информации, самооценка и выбор будущего направления в жизни. Очень остро стоит вопрос о необходимости внедрения компьютеров в дошкольных учреждениях. Вообще, первыми исследователями в области применения компьютера в работе с дошкольниками были американские учёные Массачусетского технологического института. В 1971 году группа новаторов во главе с Сеймуром Пейпертом разработала специальный язык программирования ЛОГО, предназначенный для маленьких детей. С одобрения Министерства образования США и внушительном финансировании, в 80-х годах XX века объём этих исследований значительно расширился.

      В нашей стране первые попытки применения компьютера в дошкольных учреждениях относятся к 80-м годам прошлого века. Первый документально зафиксированный опыт применения компьютера в работе с дошкольниками в Советском Союзе (1986 год) связан с д/с №37  города Шауляя (Литва). Здесь в подготовительных группах был оборудован компьютерный класс, где дошколята занимались два раза в неделю по 10 – 15 минут. Специально для них были разработаны учебные программы, направленные на подготовку к школе: освоение и закрепление знаний по математике и обучение грамоте. Проведя исследования, педагоги пришли к выводу, что компьютер повышает интерес к обучению, ускоряет процесс усвоения новых знаний и представлений об окружающем мире.

     Проблема подготовки ребёнка к школе с помощью компьютера обсуждалась и на Первом Всесоюзном семинаре «Проблемы компьютеризации дошкольного воспитания» (Москва, 1989 год), а также на других  Всесоюзных конференциях и форумах, что позволило впоследствии перейти к широкому внедрению компьютеров в детских садах в России и СНГ.

     Почему меня волнует вопрос именно дошкольного образования. Я, учитель начальных классов, посещая уроки своих коллег, анализируя собственную речь, а также знакомясь с методическими рекомендациями по предметам, заметила, что мы довольно часто призываем учеников: «Сначала подумай, а потом говори!»; «Сначала подумай, а потом пиши!»; «Сначала подумай, а потом делай!» и т.д. до бесконечности. В чём же дело? А всё дело в том, что у ребёнка нет теоретического мышления, оно ещё не сформировалось, так как ни детский сад, ни начальная школа не имели надёжного средства для его выработки. Теоретическое мышление в первую очередь связано с осознанием способа действия, необходимого для решения учебной, игровой, изобразительной или любой другой задачи. Компьютер же, благодаря своему устройству и функциям, развивает такое мышление, осуществляя интеллектуальную подготовку малыша к школе, то есть ребёнок, управляя обучающей игровой программой, начинает сначала думать, а потом действовать. Казалось особенного в этом нет, однако это очень важный аспект, связанный с дальнейшим обучением в школе.

     В настоящее время интернет изобилует разнообразными обучающими материалами для детей от рождения и до… Помимо этого интернет помогает осуществлять мгновенную связь, развивать навыки виртуального общения. Но тут важно остерегаться перекосов. То есть необходимо чередование во всем, как в смене видов деятельности, так и в общении, причём давая всё же предпочтение реальному человеческому общению. 

     Другой ценный аспект подготовки ребёнка к школе с помощью интернет-программ – это приобщение малыша к исследовательской работе. Уже с первого класса ребята вовлекаются в исследовательскую работу. Так, к примеру, мои ученики в 2010 году заняли 1 место в Республике Башкортостан в проектной деятельности «Права потребителей глазами молодого поколения». Игры и программы для дошкольников устроены так, что процесс их освоения побуждает ребёнка пробовать, проверять, уточнять, делать выводы, корректировать свои действия в соответствии с текущей ситуацией. Они приучают к этому довольно быстро, и успех в освоении игровых программ в дошкольном возрасте непременно даст отдачу в быстром и эффективном освоении прикладных программ в школе. Часы и дни, потраченные на развивающие интернет-игры, вполне способны сэкономить месяцы работы по освоению сложных программных систем в будущем.

     И, наконец, такой немаловажный аспект, как социальная адаптация ребёнка к школе, его отношения с будущими одноклассниками. Следует заметить, что достижения детей в таких игровых программах не остаются незамеченными ими самими и окружающими. Дети чувствуют большую уверенность в себе, повышается их самооценка. Даже робкие и малообщительные малыши начинают активно делиться своими впечатлениями и достижениями в освоении компьютерного мира. Они рассказывают, обсуждают сюжеты, увиденные на мониторе, играют в сюжетно-ролевые игры, взаимосвязанные по содержанию с компьютерными играми. Дома, во дворе, в дошкольном учреждении дети с достоинством рассказывают друзьям о всех «тонкостях» работы на компьютере, который выступает как эффектный способ самоутверждения, повышения собственного престижа. Овладение компьютером благотворно влияет на формирование личности ребёнка и придаёт ему более высокий социальный статус.

     Некоторые родители считают работу с компьютерной мышкой тренировкой мелкой моторики пальцев рук. Но это не так. Нельзя забывать о том, что помимо компьютеров есть масса развивающих игр (на основе рисования, лепки, конструирования, шитья, вязания, плетения), ими пренебрегать не следует.

     Подводя итоги, хочу напомнить, что естественная среда развития ребёнка – это игра. Малыша не нужно учить или заставлять играть. Он играет спонтанно, с удовольствием, не жалея времени и не преследуя определённых целей. Поэтому имеет большое значение разнообразие детских игр, в том числе и компьютерных, в которых ребёнок мог бы выдумывать всё новые повороты сюжета и принимать на себя разные роли. Развивая воображение ребёнка, важно помнить, что материалом для его фантазий служит вся окружающая жизнь, и чем больше в его мире разнообразия, тем больше простора для его развития.

     Не опасайтесь отрицательного влияния интернета на ребёнка. При разумном подходе никакого вреда он не принесёт, а вот польза будет прямо-таки неоценимой. Имея собственный компьютер и выход в интернет, ребёнок потихоньку научится что-то переустанавливать, понимать, что происходит с техникой, сможет завести свои творческие проекты. Такие умения очень пригодятся ему в будущем, а может, станут профессией. Собственный компьютер – это, можно сказать, личное пространство ребёнка, и оно необходимо каждой формирующейся личности. Так что, не надо бояться ставить компьютер в детской. Технический прогресс остановить невозможно, а с самыми последними его достижениями дети встречаются первыми. И чтобы умная машина была другом, а не врагом нашим детям, нам, взрослым, тоже необходимо повышать свой уровень знаний. Хотя бы для того, чтобы мы могли понимать то, чем увлечены наши дети, разделять с ними их успехи, да и просто больше общаться со своими детьми.

      Вывод очевиден: «Машины должны работать. Люди должны думать». 

 

Комментариев: 1

Пн

27

авг

2012

Особые дети. Кто они? Как с ними работать?

Особые дети. Кто они? Как с ними работать?

     В одной удивительной стране, где травы умели разговаривать, мне довелось услышать одну удивительную историю.

     Жили-были Гриб-папа и Грибона-мама. Им было очень хорошо вместе до тех пор, пока не пошёл дождик. Добрый дождь искупал грибы, они заметили, что их стало больше. Гриб-папа выше поднял голову, Грибона-мама расправила белые плечики, а маленькие грибки засуетились, захихикали. С каждым днём грибная семья становилась всё больше и дружнее. Грибона-мама пела ласковые песни, а Гриб-папа – учил детей защищаться.

     Всё бы хорошо, да только вот один Грибок не смеялся. Не оттого, что ему не хотелось, он просто этого не умел. Как ни старались родители, братья и сёстры, ничего не выходило. И только, когда грибная семья решила расширить жилищные условия и переселиться на новую полянку, все заметили, что Грибок не может двигаться. Всем стало понятно, что Грибок не такой, как все, особый…

     Как вы думаете, чем закончилась эта история? А пока у вас есть время поразмышлять, давайте обратим внимание на определение «особый - не такой, как все». Как часто мы слышим: «Посмотри, какой Петя! Ты совсем не такой!» или «Я так хочу быть такой  как  Жанна» и тому подобное. Встаёт вопрос, почему кто-то должен на кого-то быть похожим или быть таким, как все. Что значит как все. Почему я, рождённый человеком, доставляю сомнения, в том, что я не такой. А какой?

     Понимает ли ребёнок, рождённый с особенностями, свою уникальность. Да, отвечу я. Только вот  осознание этого приходит, когда окружающие начинают проявлять удивление.

     Мы замечаем, насколько с развитием цивилизации меняется отношение людей к тем или иным историческим фактам, недугам, явлениям природы. С чем это связано? С тем, что люди познают этот мир, и он становится для них более понятным и открывает массу возможностей. Почему же тогда вопрос о самом дорогом в жизни, детях, до сих пор остаётся настолько тривиальным, что распадаются семейные пары, пополняется армия сирот при живых и вполне здоровых родителях? «Это трудное испытание», - скажете вы. И будете правы. Не каждый человек, к сожалению, способен на должное понимание факта появления на свет непохожего на остальных ребёнка.

     Вы спросите: «А каков Ваш собственный взгляд на ситуацию?» И я отвечу вашими же словами: «Это трудное испытание». И дополню, обращаясь  непосредственно к тем, кого мы называем родителями особых детей: «Но оно Ваше». И это вовсе не значит, что образование в полном смысле этого слова такого ребёнка удел лишь родителей. Мы, педагоги, тоже причастны к будущему таких детишек.

     В моей педагогической практике есть опыт работы с ребёнком, обучение которого должно вестись строго в домашних условиях согласно медицинским показателям. Не знаю, может я счастливый человек в этом плане, но более задушевных, волнительных, радостных минут общения с мальчиком и представить невозможно. Да, он несколько наивен, но исполнителен. Да, каждую неделю он ждёт чуда от меня, и мне приходится больше готовиться к нашей встрече, но, поверьте это того стоит. Я не жду благодарности или похвалы, я исполняю свой учительский долг и ничуть не сожалею. У меня нет особых слов для него, особого поведения, особой манеры. Для меня он мой ученик, такой, как остальные.

     Я убеждена, что ребят с физическими  и психическими недугами необходимо обучать. В этом я солидарна с решительными сторонниками идеи о дополнительном образовании таких ребят. Но одновременно с этим встаёт и вопрос о компетентности современных педагогов в данной области. Встаёт необходимость проведения обучающих курсов, выпуска необходимой медико-педагогической литературы, тренингов, наконец.

     Все знают, что в категорию особых также включают детей с незаурядными способностями, тех, кого называют дети индиго, одарённые дети. О них тоже долго молчали, но вот уже на протяжении нескольких лет ведутся исследования с целью разработок специальных программ обучения таких детей. В 2002 году мне посчастливилось пройти курсы в БИРО по темам "Современная концепция одарённости", "Организация психодиагностического обследования учащихся", "Формы и методы развития одарённости учащихся". Знания, полученные тогда, очень помогают мне в работе и с моими учениками в лицее, и с ребятами, обучающимися на дому.

     Так кто же они, особые дети? Тяжкое бремя, крест, знак свыше?.. Я считаю, для любящих родителей их чадо самое особенное на свете,  и неважно на кого похож этот человек. На самого себя. Первыми учителями так или иначе становятся родители, поэтому здесь важную роль играет просвещение. А, если вы призваны быть учителем такого ребёнка, важно всего лишь запастись новыми знаниями, тогда вопрос о терпении не будет вставать, а к самообразованию у нас, учителей, врождённая тяга. Поэтому, считаю, этот опыт не будет  лишним.

     Как вы заметили, я не говорю о душевности, проявлении дополнительного внимания, заботы, любви. Это естественные догмы, без которых идти навстречу к детям категорически нельзя. И помните, детство у всех детство. Так, может в наших руках это детство продлить.

     А что вы там придумали о грибной семье? Думаете, я забыла? Вовсе нет, просто сказка такая длинная, что всю её вот так сразу и не расскажешь. Но самое главное скажу. Грибона-мама уютно окружила Грибок, а Гриб-папа научил его играть на паутинке. Свой первый концерт Грибок посвятил своей семье. Им и переезжать не пришлось. Просто важный дядя Пень так привязался к Грибку, ведь они оба стояли рядом, что расставаться не хотелось. Он чуть подвинулся, и освободил место для грибной семьи. Вот так!

 

Далее Комментариев: 0

Пн

27

авг

2012

«…чтобы со школы вышел не маленький человек»

«…чтобы со школы вышел не маленький человек»

Перелистав известные тома,
Мы научились говорить красиво
Словами Пушкина, Макаренко, Дюма,
Но ведь не только в этом наша сила.
Перелистав известные тома,
Мы учим жить мечтами и сердцами.
Мы знаем: наша помощь им нужна,
Ребятам с любопытными глазами.
                                      В. Беляков

     1 сентября. Школьный двор. Великое множество цветов, шаров. Музыка. Первый звонок. И вдруг сквозь это буйство красок, звуков мы замечаем девочку, вернее её огромные белые банты, потому как лицо она испуганно прячет за букет гладиолусов. А вот мальчик в строгом костюме, совсем кроха, то и дело озираясь вокруг, ищет в толпе маму… Знакомая картина, неправда ли? Что же дальше?

     Вот другая картина. 11 лет позади. Последний звонок. Узнаёте девочку с бантами, а растерянного малыша-первоклашку? Мы вглядываемся в их лица, о чём думают эти повзрослевшие как-то вдруг дети. Кто стоит на линейке с облегчением: «Наконец, свобода от всего, что так тяготило: школа, учителя, надзор родителей» Кто грустит об уходящем детстве. Кто с недоумением задаёт себе вопрос: «А что дальше?»

     В американских школах есть добрая традиция: каждый выпускник школы готовит речь, с которой выступает перед одноклассниками, учителями, родителями. Так вот однажды моё внимание остановилось на словах одной из выпускниц: «…Да, безусловно, в школе чему-то ты научишься, но не всему, чему мог бы.  Возможно, ты научишься только тому, как запоминать имена, названия и даты, а потом забыть их для того, чтобы расчистить свой разум для следующей контрольной.  Школа - не все, чем она может быть...»

     Задумаемся… Школа – не всё, чем она может быть. То есть чуткая детская душа чувствует этот потенциал, но без нас, тех, кто призван нести свет знаний, этот потенциал остаётся в тени. Так, мы же здесь, вот мы. Почему же тогда наши ученики подчас ощущают какой-то недостаток. Чего? Кого? Знаний? Но программный материал изобилует ими. Умного наставника? Любимый учитель уважаем. В чём же тогда дело? 

     В современных условиях образование требуется человеку не как объем знаний и умений, а как первичный социальный капитал. На первом плане в нашей школе стоит подготовка компетентного ученика, умеющего разрешать возникающие в жизни проблемы. Как отмечает  У. У. Сойер: "Можно научить учеников решать достаточно много типов задач, но подлинное удовлетворение придет лишь тогда, когда мы сумеем передать нашим воспитанникам не просто знания, а гибкость ума", которая дала бы им возможность в дальнейшем не только самостоятельно решать, но и ставить перед собой новые задачи.

     Совершенно очевидно, что любой человек сталкивается с необходимостью адаптации в обществе, которое не всегда встречает его с распростертыми объятиями. Он должен иметь, выходя из школы, определенное понимание того, как ему дальше выстраивать свою жизнь, чтобы он в этой жизни оказался наиболее успешным. Здесь я могу сказать, что требования, которые предъявляют к школе родители, сами учителя, школьники, существенно отличаются от тех требований, которые предъявляются школам, давно живущим в капиталистическом обществе, в рыночной, либеральной или просто в другой экономике.

     Когда родитель приходит в российскую школу, что спрашивает он у учителя: как ребенок себя ведет, какие у него оценки по математике, физике, русскому языку, нет ли у него вредных привычек. Что спрашивают родители, приходя в американскую школу: чем интересуется их ребенок, к чему у него проявляются склонности, где он проявляет свои способности наиболее полно, как он выстраивает свои отношения с ребятами, какие у него взаимоотношения с учителями, нет ли у него конфликтов в коллективе. То есть американский родитель задает вопрос о том, какой его ребенок, что он может делать, где ему ожидать наибольшего продвижения, применения способностей. Российский же, интересуется знаниями, нередко с целью манипулировать ребёнком.

     И тут парадокс в том, что мы незаметно, переходя к новой экономической формации, переходим от индустриального к новому информационному обществу. Кто-то это уже ощутил в очень сильной степени, кто-то - в меньшей степени, но то, что мы сегодня движемся довольно быстро в этом направлении, очевидно.

     Что отличает информационное общество от индустриального? Конкретные знания, конкретная информация перестают иметь самоценность. Любой учитель, профессор в вузе как основной носитель знаний перестает быть востребованным. Главное то, что сегодня чрезвычайно легко и в любом количестве можно получить любую информацию в любом уголке Земли. Ну, получу информацию и буду точно знать, но что я с этим буду делать, как мне работать с этой информацией, как ее трансформировать в своей практической деятельности? Иными словами, всё ли мы делаем для наших детей, способны наши учителя, которые преподают конкретные предметы, научить человека жить в информационном обществе для того, чтобы он не оказался тем, кто много знает, но ничего не умеет, не может использовать знания на практике?

      Маленький человек. Легко говорить и признавать себя маленьким, когда это действительно так и есть. А если ты стоишь у школьного порога с ощущением, да-да, того самого маленького человека, только образного литературного, становится, действительно страшно за своё будущее. По сути, главная цель каждого взрослого - сделать маленького человека счастливым. А это достойная цель, возможно, первостепенная. Счастье, счастливый… Что это? Это когда тебя понимают? Или когда тебя принимают и любят таким, какой ты есть? Вопросы вечные. Мне кажется, что один из главных критериев счастья -  это когда им можно поделиться. Первый учитель бережно вкладывает частицу своей доброй души в надежде, что это поможет ему в жизни. Как важно сохранить и взрастить огонёк, превратить его в негасимый факел, способный озарять путь и согревать всех, кто встретится на пути. Значит мы, педагоги, должны сделать всё возможное и невозможное, чтобы каждый наш выпускник чувствовал себя счастливым.

     Самооценка. Этот критерий оценивания давно уже не вызывает удивления. Начиная с первого класса, когда у детей безоценочная деятельность, ребёнок учится оценивать свои возможности, сравнивать свои прежние успехи с нынешними достижениями. Как важно продолжение этого и в старших классах. Ведь подчас учащимся старших классов легче оценить действия другого,  нежели свои.

      Истинное богатство – это наши таланты и способности реализовать эти таланты. Они заложены внутри, а снаружи их реализация или проявление. Чтобы это богатство проявилось и реализовалось полностью, необходимо, чтобы желания гармонировали с душевным стремлением. Нельзя допускать внутреннего конфликта, когда желания одни, а душевное стремление совсем другое.

     Как же помочь, направить, осчастливить?

     Учитель должен сам быть счастливым. Чтобы научить, вредно стоять над учеником, важнее рядом и быть примером во всём. Нужно научить детей сотрудничать, общаться, создавать условия для справедливой конкуренции. И что важно, на сегодняшний день, это воспитание креативности в каждом ученике. В наше время важно учить детей презентовать себя, быть раскрепощёнными. Тут порой и чувство юмора приходит на помощь. То есть, уважаемые коллеги, обращайте внимание на улыбку, не скупитесь на неё.

     Мы ориентированы на принятый Федеральный государственный образовательный стандарт, целью которого является становление ответственной, критически мыслящей личности, члена гражданского общества, человека, способного к адекватному целеполаганию, выбору и действию в условиях стремительно изменяющегося социально-культурного мира, сознающего образование как универсальную ценность и готового к его продолжению в течение всей жизни.

     В связи с этим и каждый современный учитель должен перестроиться в своих взглядах на объяснение учебного материала, на выстраивание взаимоотношений со своими учениками, да и сам должен являть символ не «маленького человека». И снова первоклашка. Что читаем мы в его глазах?  «Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Вовлеки меня – и я научусь». 

 

Комментариев: 0

Пн

27

авг

2012

Как оценивать результат работы учителя?

Как оценивать результат работы учителя?

По воле рока так случилось

Иль это нрав у нас таков,

Зачем профессию учитель

Мы выбрали без лишних слов.

Зачем работать нам в субботу,

Мотанье нервов нам зачем,

Зачем тетради и продлёнка,

Зачем нам это нужно всем?

 

     Зачем? Спрашивают ли себя об этом педагоги? Зачем мы сегодня здесь? Чтобы заострить внимание на какой-либо теме и разойтись ни с чем? Зачем? Издревле делом любого учителя являлось просвещение. Учитель – несущий свет. Главным инструментом учителя в этом является речь. «Заговори, чтобы я тебя увидел», - учил Сократ. Я говорю – услышьте, увидьте, запомните.  

          Посредственный учитель излагает, хороший учитель объясняет, выдающийся учитель показывает, великий учитель вдохновляет. (У. Уорд.)  Эти слова Уильяма Уорда ещё больше усиливают противоречия между профессией учителя и всеми остальными. Каждому человеку хочется увидеть и оценить результат своего труда. Хочется этого, естественно, и школьному учителю. Но по каким критериям можно оценить вдохновение? Как можно оценить то, что даст  плоды не сегодня, а в будущем? Ещё древнегреческий философ Платон говорил, что, если дурным мастером будет башмачник, государство пострадает от этого только в том смысле, что граждане станут несколько хуже обуты. Но если воспитатель скверно исполняет свои обязанности, в стране появится целое поколение плохих и невежественных людей. Как же ответить на поставленный вопрос?

     Я всегда поражаюсь профессионализму архитекторов и мастерству строителей, воплощающих в бетонные глыбы и стеклянные плиты мечту.  Истинную оценку сделанного дает не тот, кто это сделал, не производитель, а потребитель готового продукта. Именно он видит, соответствует ли результат работы производителя нуждам и требованиям потребителя. Наш труд, труд педагогов,  оценивать,  пожалуй, сложнее всего, ведь  увидеть и оценить результат сразу невозможно. Только потом станет ясно, комфортно ли живётся его бывшим ученикам, успешны ли они, как складываются у них отношения с их современниками, рационально ли построено общество, в котором они живут. Оценить работу учителя сможет только повзрослевший его сегодняшний ученик и то общество, в котором ему предстоит жить. Однако все это станет ясным не так уж скоро после обучения в школе.

     А учителю всё равно, как и всякому человеку, хочется видеть оценку своего труда немедленно. И тут возникают иллюзорные пути оценки. Очень «близорукий» учитель видит положительную оценку своего труда в том, что за ближайшую контрольную работу поставлены хорошие оценки. Конечно, это неплохо. Но ведь эта контрольная – не цель, а только маленький этап на пути к цели. Более «дальнозоркий» видит свою цель в успешно сданном учениками экзамене в конце учебного года. Но и это не цель обучения. А что касается оценок, получаемых на контрольных и на экзаменах, то «хорошие результаты» работы учителя можно получить очень просто – исключив из учебной программы трудно дающиеся ученикам темы. Учитель на любом этапе обучения должен не упускать из вида далёкую и важнейшую цель – формирование будущего человека (уже давно не ученика) и общества, частью и строителем которого он будет.

          Река времени порой непостижимо, но неумолимо несёт корабль нашей жизни вперёд к новым открытиям и новым свершениям. Всё новое на пути кажется непонятным, вызывает массу эмоций,  порой недоверия и неприятия. Но как бы то ни было со временем всё встаёт на свои места, приходит понимание необходимости инноваций. Так было и, наверное, будет. Главное помнить, мы, люди, способны на рациональное решение любой проблемы.

       Жизнь современных учителей зачастую отлична от жизни их учеников. Понимать это важно, поскольку изменяются цели обучения: поколение сегодняшних школьников надо готовить к жизни в условиях, в которых многим из нас и бывать не приходилось. Но, глядя на окружающее, увидеть глазами будущее невозможно. Интеллект же человека способен создать в его сознании образ наиболее вероятного будущего, образ или «модель потребного будущего». Учитель должен представить себе те жизненные пути, которые помогут сегодняшнему ученику активно формировать это желаемое будущее – то, чего еще нет, но что человек может предвидеть, прогнозировать как наиболее вероятное. Современный учитель должен видеть реальную жизнь, окружающую его, должен предвидеть, как она будет изменяться ко времени взросления его сегодняшних учеников, и должен действовать в соответствии с предвидимым учителем будущим его сегодняшних учеников.

     Заглянем в рекламную газету, раздел «Поиск работы». И? Что вы увидите? «Резюме принимаются по адресу…» Современный педагог должен понимать, что, готовя ученика к будущей взрослой жизни, он призван обучать самооценке и составлению своеобразного образа собственного «Я». Как?

     В настоящее время всё большую популярность обретают так называемые портфели достижений или портфолио. Указ свыше или желание себя рекламировать? А как же желание меняться в соответствии с ходом времени? Мы не имеем права отставать от жизни, иначе перестанем быть интересными нашим детям.

     Работа над составлением портфолио – это творческая работа самого автора. В требованиях современных работодателей первостепенным становится умение презентовать себя, позитивный настрой, уверенность в себе, участие в тренинговой работе. Учить ребёнка в наше время важно через призму собственного жизненного примера, а значит, учителю просто необходимо составить собственное портфолио и познакомить с ним своих учеников, а уж потом начать тврочески работать над портфолио своих ребят.

     Будем предельно откровенны, меняются не только дети, но и их родители. Заинтересованные в комфорте своего чада, в его интеллектуальном росте, зачастую они наводят справки об учителях через соседей, бывших учеников и их родителей. Но объективную оценку работы учителя могут дать лишь те показатели, которые зафиксированы и проверены. Поэтому, думаю, иметь собственное портфолио – это не просто дань моде, а скорее визитная карточка педагога. Замечено, что с введением таких документов в школах между коллегами началась вполне здоровая конкуренция: педагоги активно включились в участие в разнообразных конкурсах, олимпиадах. Главное, чтобы не было перекосов и здесь, чтобы это участие не стало формальным, а действительно вовлекало педагогов и их учеников к исследовательской и проектной деятельности.

     Очень не хочется, чтобы вопрос об оценке деятельности педагога сводился к обсуждению его в кулуарах, не хочется, чтобы и сами учителя обидчиво и с недоверием смотрели на это нововведение в нашей школе. Вот парадокс, мы порой с лёгкостью оцениваем работы своих учеников, а свои собственные заслуги прячем, призваны воспитывать респектабельность и презентабельность в учениках, а сами укрываемся в собственной заниженной самооценке.

     Мне кажется, адекватное отношение и способности к рефлексии, а также навыки оформления портфолио, необходимого перечня документов и, самое главное, умения себя подать надо взращивать уже у будущих учителей с 1 курса педагогических колледжей, университетов, академий. Тогда и вопрос об оценке результатов работы учителя не будет стоять так остро и подниматься в средствах массовой информации.

     Так, как же оценивать результат работы учителя сегодня? Загляните в самого себя, побеседуйте с собой. Уже можно. Мы взрослые. Вспомните своих учителей. Чему учили, как учили, зачем учили? Кем вы стали спустя n-ное количество лет после школы? Вы счастливы? Вам хочется придти в школу и сказать, спасибо. Если да, то труд ваших наставников не напрасен. Сделайте это. Это недолго. Но важно. Они ждут. Ваша встреча будет самой высокой оценкой труда вашего педагога.

      Лично я отношусь к своей работе как к служению. А как известно у службы нет понятия перерыва и выходных. А значит местом встречи со своими учениками считаю не урок, сердце. Так как же оценить свою любовь к детям и выбранной профессии. Вы знаете?

 

 

Комментариев: 2