Как оценивать результат работы учителя?

Как оценивать результат работы учителя?

По воле рока так случилось

Иль это нрав у нас таков,

Зачем профессию учитель

Мы выбрали без лишних слов.

Зачем работать нам в субботу,

Мотанье нервов нам зачем,

Зачем тетради и продлёнка,

Зачем нам это нужно всем?

 

     Зачем? Спрашивают ли себя об этом педагоги? Зачем мы сегодня здесь? Чтобы заострить внимание на какой-либо теме и разойтись ни с чем? Зачем? Издревле делом любого учителя являлось просвещение. Учитель – несущий свет. Главным инструментом учителя в этом является речь. «Заговори, чтобы я тебя увидел», - учил Сократ. Я говорю – услышьте, увидьте, запомните.  

          Посредственный учитель излагает, хороший учитель объясняет, выдающийся учитель показывает, великий учитель вдохновляет. (У. Уорд.)  Эти слова Уильяма Уорда ещё больше усиливают противоречия между профессией учителя и всеми остальными. Каждому человеку хочется увидеть и оценить результат своего труда. Хочется этого, естественно, и школьному учителю. Но по каким критериям можно оценить вдохновение? Как можно оценить то, что даст  плоды не сегодня, а в будущем? Ещё древнегреческий философ Платон говорил, что, если дурным мастером будет башмачник, государство пострадает от этого только в том смысле, что граждане станут несколько хуже обуты. Но если воспитатель скверно исполняет свои обязанности, в стране появится целое поколение плохих и невежественных людей. Как же ответить на поставленный вопрос?

     Я всегда поражаюсь профессионализму архитекторов и мастерству строителей, воплощающих в бетонные глыбы и стеклянные плиты мечту.  Истинную оценку сделанного дает не тот, кто это сделал, не производитель, а потребитель готового продукта. Именно он видит, соответствует ли результат работы производителя нуждам и требованиям потребителя. Наш труд, труд педагогов,  оценивать,  пожалуй, сложнее всего, ведь  увидеть и оценить результат сразу невозможно. Только потом станет ясно, комфортно ли живётся его бывшим ученикам, успешны ли они, как складываются у них отношения с их современниками, рационально ли построено общество, в котором они живут. Оценить работу учителя сможет только повзрослевший его сегодняшний ученик и то общество, в котором ему предстоит жить. Однако все это станет ясным не так уж скоро после обучения в школе.

     А учителю всё равно, как и всякому человеку, хочется видеть оценку своего труда немедленно. И тут возникают иллюзорные пути оценки. Очень «близорукий» учитель видит положительную оценку своего труда в том, что за ближайшую контрольную работу поставлены хорошие оценки. Конечно, это неплохо. Но ведь эта контрольная – не цель, а только маленький этап на пути к цели. Более «дальнозоркий» видит свою цель в успешно сданном учениками экзамене в конце учебного года. Но и это не цель обучения. А что касается оценок, получаемых на контрольных и на экзаменах, то «хорошие результаты» работы учителя можно получить очень просто – исключив из учебной программы трудно дающиеся ученикам темы. Учитель на любом этапе обучения должен не упускать из вида далёкую и важнейшую цель – формирование будущего человека (уже давно не ученика) и общества, частью и строителем которого он будет.

          Река времени порой непостижимо, но неумолимо несёт корабль нашей жизни вперёд к новым открытиям и новым свершениям. Всё новое на пути кажется непонятным, вызывает массу эмоций,  порой недоверия и неприятия. Но как бы то ни было со временем всё встаёт на свои места, приходит понимание необходимости инноваций. Так было и, наверное, будет. Главное помнить, мы, люди, способны на рациональное решение любой проблемы.

       Жизнь современных учителей зачастую отлична от жизни их учеников. Понимать это важно, поскольку изменяются цели обучения: поколение сегодняшних школьников надо готовить к жизни в условиях, в которых многим из нас и бывать не приходилось. Но, глядя на окружающее, увидеть глазами будущее невозможно. Интеллект же человека способен создать в его сознании образ наиболее вероятного будущего, образ или «модель потребного будущего». Учитель должен представить себе те жизненные пути, которые помогут сегодняшнему ученику активно формировать это желаемое будущее – то, чего еще нет, но что человек может предвидеть, прогнозировать как наиболее вероятное. Современный учитель должен видеть реальную жизнь, окружающую его, должен предвидеть, как она будет изменяться ко времени взросления его сегодняшних учеников, и должен действовать в соответствии с предвидимым учителем будущим его сегодняшних учеников.

     Заглянем в рекламную газету, раздел «Поиск работы». И? Что вы увидите? «Резюме принимаются по адресу…» Современный педагог должен понимать, что, готовя ученика к будущей взрослой жизни, он призван обучать самооценке и составлению своеобразного образа собственного «Я». Как?

     В настоящее время всё большую популярность обретают так называемые портфели достижений или портфолио. Указ свыше или желание себя рекламировать? А как же желание меняться в соответствии с ходом времени? Мы не имеем права отставать от жизни, иначе перестанем быть интересными нашим детям.

     Работа над составлением портфолио – это творческая работа самого автора. В требованиях современных работодателей первостепенным становится умение презентовать себя, позитивный настрой, уверенность в себе, участие в тренинговой работе. Учить ребёнка в наше время важно через призму собственного жизненного примера, а значит, учителю просто необходимо составить собственное портфолио и познакомить с ним своих учеников, а уж потом начать тврочески работать над портфолио своих ребят.

     Будем предельно откровенны, меняются не только дети, но и их родители. Заинтересованные в комфорте своего чада, в его интеллектуальном росте, зачастую они наводят справки об учителях через соседей, бывших учеников и их родителей. Но объективную оценку работы учителя могут дать лишь те показатели, которые зафиксированы и проверены. Поэтому, думаю, иметь собственное портфолио – это не просто дань моде, а скорее визитная карточка педагога. Замечено, что с введением таких документов в школах между коллегами началась вполне здоровая конкуренция: педагоги активно включились в участие в разнообразных конкурсах, олимпиадах. Главное, чтобы не было перекосов и здесь, чтобы это участие не стало формальным, а действительно вовлекало педагогов и их учеников к исследовательской и проектной деятельности.

     Очень не хочется, чтобы вопрос об оценке деятельности педагога сводился к обсуждению его в кулуарах, не хочется, чтобы и сами учителя обидчиво и с недоверием смотрели на это нововведение в нашей школе. Вот парадокс, мы порой с лёгкостью оцениваем работы своих учеников, а свои собственные заслуги прячем, призваны воспитывать респектабельность и презентабельность в учениках, а сами укрываемся в собственной заниженной самооценке.

     Мне кажется, адекватное отношение и способности к рефлексии, а также навыки оформления портфолио, необходимого перечня документов и, самое главное, умения себя подать надо взращивать уже у будущих учителей с 1 курса педагогических колледжей, университетов, академий. Тогда и вопрос об оценке результатов работы учителя не будет стоять так остро и подниматься в средствах массовой информации.

     Так, как же оценивать результат работы учителя сегодня? Загляните в самого себя, побеседуйте с собой. Уже можно. Мы взрослые. Вспомните своих учителей. Чему учили, как учили, зачем учили? Кем вы стали спустя n-ное количество лет после школы? Вы счастливы? Вам хочется придти в школу и сказать, спасибо. Если да, то труд ваших наставников не напрасен. Сделайте это. Это недолго. Но важно. Они ждут. Ваша встреча будет самой высокой оценкой труда вашего педагога.

      Лично я отношусь к своей работе как к служению. А как известно у службы нет понятия перерыва и выходных. А значит местом встречи со своими учениками считаю не урок, сердце. Так как же оценить свою любовь к детям и выбранной профессии. Вы знаете?

 

 

Оставить комментарий

Комментарии: 2
  • #1

    Ольга Николаевна (Вторник, 20 Октябрь 2015 13:04)

    Какая хорошая статья. Заставила задуматься о своей профессии и посмотреть на свою работу по-новому.

  • #2

    Uchitelya.com (Воскресенье, 27 Декабрь 2015 16:02)

    Здравствуйте! Приглашаем на портал для учителей - uchitelya.com