Особые дети. Кто они? Как с ними работать?

Особые дети. Кто они? Как с ними работать?

     В одной удивительной стране, где травы умели разговаривать, мне довелось услышать одну удивительную историю.

     Жили-были Гриб-папа и Грибона-мама. Им было очень хорошо вместе до тех пор, пока не пошёл дождик. Добрый дождь искупал грибы, они заметили, что их стало больше. Гриб-папа выше поднял голову, Грибона-мама расправила белые плечики, а маленькие грибки засуетились, захихикали. С каждым днём грибная семья становилась всё больше и дружнее. Грибона-мама пела ласковые песни, а Гриб-папа – учил детей защищаться.

     Всё бы хорошо, да только вот один Грибок не смеялся. Не оттого, что ему не хотелось, он просто этого не умел. Как ни старались родители, братья и сёстры, ничего не выходило. И только, когда грибная семья решила расширить жилищные условия и переселиться на новую полянку, все заметили, что Грибок не может двигаться. Всем стало понятно, что Грибок не такой, как все, особый…

     Как вы думаете, чем закончилась эта история? А пока у вас есть время поразмышлять, давайте обратим внимание на определение «особый - не такой, как все». Как часто мы слышим: «Посмотри, какой Петя! Ты совсем не такой!» или «Я так хочу быть такой  как  Жанна» и тому подобное. Встаёт вопрос, почему кто-то должен на кого-то быть похожим или быть таким, как все. Что значит как все. Почему я, рождённый человеком, доставляю сомнения, в том, что я не такой. А какой?

     Понимает ли ребёнок, рождённый с особенностями, свою уникальность. Да, отвечу я. Только вот  осознание этого приходит, когда окружающие начинают проявлять удивление.

     Мы замечаем, насколько с развитием цивилизации меняется отношение людей к тем или иным историческим фактам, недугам, явлениям природы. С чем это связано? С тем, что люди познают этот мир, и он становится для них более понятным и открывает массу возможностей. Почему же тогда вопрос о самом дорогом в жизни, детях, до сих пор остаётся настолько тривиальным, что распадаются семейные пары, пополняется армия сирот при живых и вполне здоровых родителях? «Это трудное испытание», - скажете вы. И будете правы. Не каждый человек, к сожалению, способен на должное понимание факта появления на свет непохожего на остальных ребёнка.

     Вы спросите: «А каков Ваш собственный взгляд на ситуацию?» И я отвечу вашими же словами: «Это трудное испытание». И дополню, обращаясь  непосредственно к тем, кого мы называем родителями особых детей: «Но оно Ваше». И это вовсе не значит, что образование в полном смысле этого слова такого ребёнка удел лишь родителей. Мы, педагоги, тоже причастны к будущему таких детишек.

     В моей педагогической практике есть опыт работы с ребёнком, обучение которого должно вестись строго в домашних условиях согласно медицинским показателям. Не знаю, может я счастливый человек в этом плане, но более задушевных, волнительных, радостных минут общения с мальчиком и представить невозможно. Да, он несколько наивен, но исполнителен. Да, каждую неделю он ждёт чуда от меня, и мне приходится больше готовиться к нашей встрече, но, поверьте это того стоит. Я не жду благодарности или похвалы, я исполняю свой учительский долг и ничуть не сожалею. У меня нет особых слов для него, особого поведения, особой манеры. Для меня он мой ученик, такой, как остальные.

     Я убеждена, что ребят с физическими  и психическими недугами необходимо обучать. В этом я солидарна с решительными сторонниками идеи о дополнительном образовании таких ребят. Но одновременно с этим встаёт и вопрос о компетентности современных педагогов в данной области. Встаёт необходимость проведения обучающих курсов, выпуска необходимой медико-педагогической литературы, тренингов, наконец.

     Все знают, что в категорию особых также включают детей с незаурядными способностями, тех, кого называют дети индиго, одарённые дети. О них тоже долго молчали, но вот уже на протяжении нескольких лет ведутся исследования с целью разработок специальных программ обучения таких детей. В 2002 году мне посчастливилось пройти курсы в БИРО по темам "Современная концепция одарённости", "Организация психодиагностического обследования учащихся", "Формы и методы развития одарённости учащихся". Знания, полученные тогда, очень помогают мне в работе и с моими учениками в лицее, и с ребятами, обучающимися на дому.

     Так кто же они, особые дети? Тяжкое бремя, крест, знак свыше?.. Я считаю, для любящих родителей их чадо самое особенное на свете,  и неважно на кого похож этот человек. На самого себя. Первыми учителями так или иначе становятся родители, поэтому здесь важную роль играет просвещение. А, если вы призваны быть учителем такого ребёнка, важно всего лишь запастись новыми знаниями, тогда вопрос о терпении не будет вставать, а к самообразованию у нас, учителей, врождённая тяга. Поэтому, считаю, этот опыт не будет  лишним.

     Как вы заметили, я не говорю о душевности, проявлении дополнительного внимания, заботы, любви. Это естественные догмы, без которых идти навстречу к детям категорически нельзя. И помните, детство у всех детство. Так, может в наших руках это детство продлить.

     А что вы там придумали о грибной семье? Думаете, я забыла? Вовсе нет, просто сказка такая длинная, что всю её вот так сразу и не расскажешь. Но самое главное скажу. Грибона-мама уютно окружила Грибок, а Гриб-папа научил его играть на паутинке. Свой первый концерт Грибок посвятил своей семье. Им и переезжать не пришлось. Просто важный дядя Пень так привязался к Грибку, ведь они оба стояли рядом, что расставаться не хотелось. Он чуть подвинулся, и освободил место для грибной семьи. Вот так!

 

Оставить комментарий

Комментарии: 0