«…чтобы со школы вышел не маленький человек»

«…чтобы со школы вышел не маленький человек»

Перелистав известные тома,
Мы научились говорить красиво
Словами Пушкина, Макаренко, Дюма,
Но ведь не только в этом наша сила.
Перелистав известные тома,
Мы учим жить мечтами и сердцами.
Мы знаем: наша помощь им нужна,
Ребятам с любопытными глазами.
                                      В. Беляков

     1 сентября. Школьный двор. Великое множество цветов, шаров. Музыка. Первый звонок. И вдруг сквозь это буйство красок, звуков мы замечаем девочку, вернее её огромные белые банты, потому как лицо она испуганно прячет за букет гладиолусов. А вот мальчик в строгом костюме, совсем кроха, то и дело озираясь вокруг, ищет в толпе маму… Знакомая картина, неправда ли? Что же дальше?

     Вот другая картина. 11 лет позади. Последний звонок. Узнаёте девочку с бантами, а растерянного малыша-первоклашку? Мы вглядываемся в их лица, о чём думают эти повзрослевшие как-то вдруг дети. Кто стоит на линейке с облегчением: «Наконец, свобода от всего, что так тяготило: школа, учителя, надзор родителей» Кто грустит об уходящем детстве. Кто с недоумением задаёт себе вопрос: «А что дальше?»

     В американских школах есть добрая традиция: каждый выпускник школы готовит речь, с которой выступает перед одноклассниками, учителями, родителями. Так вот однажды моё внимание остановилось на словах одной из выпускниц: «…Да, безусловно, в школе чему-то ты научишься, но не всему, чему мог бы.  Возможно, ты научишься только тому, как запоминать имена, названия и даты, а потом забыть их для того, чтобы расчистить свой разум для следующей контрольной.  Школа - не все, чем она может быть...»

     Задумаемся… Школа – не всё, чем она может быть. То есть чуткая детская душа чувствует этот потенциал, но без нас, тех, кто призван нести свет знаний, этот потенциал остаётся в тени. Так, мы же здесь, вот мы. Почему же тогда наши ученики подчас ощущают какой-то недостаток. Чего? Кого? Знаний? Но программный материал изобилует ими. Умного наставника? Любимый учитель уважаем. В чём же тогда дело? 

     В современных условиях образование требуется человеку не как объем знаний и умений, а как первичный социальный капитал. На первом плане в нашей школе стоит подготовка компетентного ученика, умеющего разрешать возникающие в жизни проблемы. Как отмечает  У. У. Сойер: "Можно научить учеников решать достаточно много типов задач, но подлинное удовлетворение придет лишь тогда, когда мы сумеем передать нашим воспитанникам не просто знания, а гибкость ума", которая дала бы им возможность в дальнейшем не только самостоятельно решать, но и ставить перед собой новые задачи.

     Совершенно очевидно, что любой человек сталкивается с необходимостью адаптации в обществе, которое не всегда встречает его с распростертыми объятиями. Он должен иметь, выходя из школы, определенное понимание того, как ему дальше выстраивать свою жизнь, чтобы он в этой жизни оказался наиболее успешным. Здесь я могу сказать, что требования, которые предъявляют к школе родители, сами учителя, школьники, существенно отличаются от тех требований, которые предъявляются школам, давно живущим в капиталистическом обществе, в рыночной, либеральной или просто в другой экономике.

     Когда родитель приходит в российскую школу, что спрашивает он у учителя: как ребенок себя ведет, какие у него оценки по математике, физике, русскому языку, нет ли у него вредных привычек. Что спрашивают родители, приходя в американскую школу: чем интересуется их ребенок, к чему у него проявляются склонности, где он проявляет свои способности наиболее полно, как он выстраивает свои отношения с ребятами, какие у него взаимоотношения с учителями, нет ли у него конфликтов в коллективе. То есть американский родитель задает вопрос о том, какой его ребенок, что он может делать, где ему ожидать наибольшего продвижения, применения способностей. Российский же, интересуется знаниями, нередко с целью манипулировать ребёнком.

     И тут парадокс в том, что мы незаметно, переходя к новой экономической формации, переходим от индустриального к новому информационному обществу. Кто-то это уже ощутил в очень сильной степени, кто-то - в меньшей степени, но то, что мы сегодня движемся довольно быстро в этом направлении, очевидно.

     Что отличает информационное общество от индустриального? Конкретные знания, конкретная информация перестают иметь самоценность. Любой учитель, профессор в вузе как основной носитель знаний перестает быть востребованным. Главное то, что сегодня чрезвычайно легко и в любом количестве можно получить любую информацию в любом уголке Земли. Ну, получу информацию и буду точно знать, но что я с этим буду делать, как мне работать с этой информацией, как ее трансформировать в своей практической деятельности? Иными словами, всё ли мы делаем для наших детей, способны наши учителя, которые преподают конкретные предметы, научить человека жить в информационном обществе для того, чтобы он не оказался тем, кто много знает, но ничего не умеет, не может использовать знания на практике?

      Маленький человек. Легко говорить и признавать себя маленьким, когда это действительно так и есть. А если ты стоишь у школьного порога с ощущением, да-да, того самого маленького человека, только образного литературного, становится, действительно страшно за своё будущее. По сути, главная цель каждого взрослого - сделать маленького человека счастливым. А это достойная цель, возможно, первостепенная. Счастье, счастливый… Что это? Это когда тебя понимают? Или когда тебя принимают и любят таким, какой ты есть? Вопросы вечные. Мне кажется, что один из главных критериев счастья -  это когда им можно поделиться. Первый учитель бережно вкладывает частицу своей доброй души в надежде, что это поможет ему в жизни. Как важно сохранить и взрастить огонёк, превратить его в негасимый факел, способный озарять путь и согревать всех, кто встретится на пути. Значит мы, педагоги, должны сделать всё возможное и невозможное, чтобы каждый наш выпускник чувствовал себя счастливым.

     Самооценка. Этот критерий оценивания давно уже не вызывает удивления. Начиная с первого класса, когда у детей безоценочная деятельность, ребёнок учится оценивать свои возможности, сравнивать свои прежние успехи с нынешними достижениями. Как важно продолжение этого и в старших классах. Ведь подчас учащимся старших классов легче оценить действия другого,  нежели свои.

      Истинное богатство – это наши таланты и способности реализовать эти таланты. Они заложены внутри, а снаружи их реализация или проявление. Чтобы это богатство проявилось и реализовалось полностью, необходимо, чтобы желания гармонировали с душевным стремлением. Нельзя допускать внутреннего конфликта, когда желания одни, а душевное стремление совсем другое.

     Как же помочь, направить, осчастливить?

     Учитель должен сам быть счастливым. Чтобы научить, вредно стоять над учеником, важнее рядом и быть примером во всём. Нужно научить детей сотрудничать, общаться, создавать условия для справедливой конкуренции. И что важно, на сегодняшний день, это воспитание креативности в каждом ученике. В наше время важно учить детей презентовать себя, быть раскрепощёнными. Тут порой и чувство юмора приходит на помощь. То есть, уважаемые коллеги, обращайте внимание на улыбку, не скупитесь на неё.

     Мы ориентированы на принятый Федеральный государственный образовательный стандарт, целью которого является становление ответственной, критически мыслящей личности, члена гражданского общества, человека, способного к адекватному целеполаганию, выбору и действию в условиях стремительно изменяющегося социально-культурного мира, сознающего образование как универсальную ценность и готового к его продолжению в течение всей жизни.

     В связи с этим и каждый современный учитель должен перестроиться в своих взглядах на объяснение учебного материала, на выстраивание взаимоотношений со своими учениками, да и сам должен являть символ не «маленького человека». И снова первоклашка. Что читаем мы в его глазах?  «Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Вовлеки меня – и я научусь». 

 

Оставить комментарий

Комментарии: 0