Интернет: тусовка или пространство воспитания

Понимай любой большой,
Знай любая кроха:
Интернет знать - хорошо
А бояться - плохо!

 

     Река времени порой непостижимо, но неумолимо несёт корабль нашей жизни вперёд к новым открытиям и новым свершениям. Всё новое на пути кажется непонятным, вызывает массу эмоций,  порой недоверия и неприятия. Но как бы то ни было со временем всё встаёт на свои места, приходит понимание необходимости инноваций. Так было и, наверное, будет. Главное помнить, мы, люди, способны на рациональное решение любой проблемы.

     Вот так когда-то встал вопрос о вреде и пользе компьютера, интернета в жизни человека. Ребёнок – это человек, только неокрепший во всех отношениях, его можно увлечь, повести за собой, убедить. Надо только захотеть. Взрослый – это человек, уже имеющий своё мнение, свой взгляд на происходящее, и всё же его тоже можно убедить. Надо только суметь. Сегодня практически в каждом доме есть компьютер, в школах оборудуются кабинеты необходимыми техническими средствами обучения. Повсеместно устанавливается интернет. Так неужели это всё во вред? Попробуем разобраться.

      В силу жизненных обстоятельств многие взрослые вынуждены большую часть своей жизни проводить на работе или в поисках её, и даже когда родители возвращаются домой, то главным для них становится отдых и покой, порой даже от собственных детей. Дети же предоставлены сами себе. И если в школе уроки информатики строго дозированы, то дома полная свобода действий. Интернет становится источником тех эмоций и того общения, которого так не достаёт ребёнку. И потом это очень удобно для пап и мам: ребёнок дома, при деле, не болтается в сомнительных компаниях непонятно где. В таком случае есть важное но: интернет превращается в развлекательную игрушку и, ребёнку трудно понять его главное предназначение – быть верным спутником в познании этого мира, помощником в поиске полезной информации, профилирующим компонентом для выбора своего места в обществе. А сколько примеров из жизни, когда дети с головой уходили в виртуальный мир, не желая участвовать в семейных делах, иногда это связано с уходом от конфликтных ситуаций, не имея возможности поделиться с кем-то близким своими личными переживаниями. Отсюда их замкнутость и отчуждение от обыденной жизни, отсутствие интереса к спорту, искусству, наукам.

      Мы, люди 21 века, должны понимать, что в наше время компьютеры так глубоко проникли во все сферы нашей жизни, что представить жизнь без этой умной машины сложно себе. Наши дети родились и растут в мире, где компьютер – такая же привычная вещь, как телевизоры, автомобили, электрическое освещение. То, что нам, взрослым совсем недавно казалось чудом техники, для них – вовсе не чудо, а просто любопытная вещь, с которой можно возиться как со всякой новой игрушкой. Почему-то ни у кого не возникает вопроса, что надо учить детей держать правильно ложку и вилку, так значит и знакомство с компьютером, а тем более с безбрежными просторами интернета должно быть обучающим. Да, это время, это поиск нужных слов для объяснения и нужной информации, важных действий от старшего поколения, но это того стоит, поверьте.

     С каждым днём Интернет занимает в нашей ежедневной жизни всё больше и больше времени. Теперь вместо того чтобы играть с друзьями на улице в футбол, мы играем с ними онлайн-игры. Вместо того чтобы писать письма, мы используем электронную почту или ICQ. Даже разговоры по телефону замещает Интернет сервис Skype. Теперь есть люди, которые не ходят по магазинам за покупками – они покупают вещи в интернет-магазинах!
     То, что компьютер заменяет нам реальную жизнь не очень хорошо. Вы спросите: а что в этом плохого? Что плохого в том, что мы не ходим в кинотеатры, а смотрим фильмы в онлайн-кинотеатрах и скачиваем музыку с
интернет-порталов? Что плохого в том, что можем общаться с друзьями, не выходя с дома? Что?! Но в этом есть как свои плюсы, так и минусы.
Можно выделить положительные моменты:

• Экономия времени и усилий;
• Оперативность получения информации
• В Интернет нет кордонов, расстояния в тысячи километров не помеха для общения;
• Удобность произведения покупок нельзя сравнить с покупками в реальных магазинах;
• Поиск информации в электронных библиотеках осуществляется быстрее, чем в обычных.
• Информация на компьютерах занимает намного меньше места чем, например, в печатных изданиях, на видео- и аудиокассетах;
• Интернет-радио и интернет-телевидение вещают везде, где есть доступ к всемирною паутине, а не только в больших городах;
• Доступ в Интернет можно получить не только с огромных домашних ПК, а и с компактных нетбуков и мобильных телефонов, что делает Интернет таким же доступным, как и мобильную связь.
     И это не всё. Но не стоит забывать о том, что Интернет, как и все вещи, придуманы человеком, приносит не только пользу. Во всемирной сети Интернет находится много информации, которая не предназначена для всех. Мы не можем полностью защитить наших детей от просмотра таких страниц. Есть много программ, которые помогают фильтрировать Интернет страницы, но 100% гарантии на то, что дети случайно не попадут на такие ресурсы нет.   Общаясь по интернету дети начинают коверкать слова, используют сокращения иностранные слова. У них создаётся иллюзия общности, что в обыденной жизни может оказаться лишь мифом. Есть немало примеров, когда  в результате  такого общения ребята попадали в неприятные ситуации, даже с трагическим исходом.

     Мы, взрослые, учитывая всё вышесказанное, должны учитывать и возрастные  особенности детей. Так, школьники 7-9 лет могут с лёгкостью освоить игровые программы, пользоваться электронной почтой. Важно, чтобы компьютер всегда был на виду у взрослого, и ребёнок обязательно делился своими впечатлениями. К 10 - 12 годам школьники уже осознанно начинают пользоваться интернетом для помощи со школьными заданиями, у них появляются увлечения и хобби. Важно включать ребёнка в решение семейных вопросов с помощью интернет-ресурсов  (например, поездка на отдых, покупка чего-либо). В 13-15 лет дети ищут друзей в интернете. Родители должны принимать участия в дискуссиях и чаще обычного интересоваться с кем ребенок общается в интернете и в обычной жизни.

     Как видим, роль грамотного и внимательного взрослого просто неоценима в освоении интернета детьми. От его участия зависит чем станет интернет: тусовкой или пространством воспитания.

     Надеюсь, нформация, которая будет освещаться далее, поможет правильно организовать работу с интернетом и сделает ваше общение и общение вашего ребёнка увлекательным и полезным для здоровья и воспитания.

   
  1. Влияние на организм. Самое главное – знать как влияет компьютер на детский организм и сколько времени ребёнок может проводить за монитором без вреда для здоровья. Существуют четыре основных вредных фактора: нагрузка на зрение, стеснённая поза, нагрузка на психику, излучение. Давайте разберём каждый из них по порядку:

     Зрение. Нагрузка на зрение - это первый и самый главный фактор. Продолжительная работа на компьютере приводит к зрительному переутомлению, что, в свою очередь, может привести к снижению остроты зрения. Ребёнок старшего дошкольного возраста и ученик начальной школы может проводить за компьютером не более 10-25 минут, после чего необходимо сделать перерыв и небольшую гимнастику для глаз. Если у ребёнка проблемы со зрением, то садиться за монитор ему можно только в очках. Ни в коем случае не разрешайте ребёнку работать за компьютером в темноте. Важно расположить дисплей так, чтобы свет из окна не падал на экран и не светил в глаза. Расстояние от детских глаз до экрана должно составлять 50-70 см. И помните: компьютер не является основной причиной развития близорукости у детей. Огромную роль в этом играют наследственность, телевизор и чтение в темноте. При грамотном подходе и организации рабочего места ребёнка, его зрению ничего не угрожает.

      Стеснённая поза. Сидя за компьютером, ребёнок смотрит с определённого расстояния на экран и одновременно держит руки на клавиатуре или органах управления. Это вынуждает его принять определённое положение и не изменять его до конца игры. Необходимо, чтобы кисти рук малыша находились на уровне локтей, а запястья – на опорной планке. Также необходимо сохранять прямой угол (90 градусов) в области суставов. И, конечно, как можно больше разнообразьте досуг ребёнка: между компьютерными играми ребёнок должен играть в подвижные игры, гулять, заниматься спортом. Не разрешайте малышу перекусывать за компьютером: эта вредная во всех смыслах привычка может остаться на всю жизнь.

     Психическая нагрузка. Третий по важности фактор – нагрузка на детскую психику. Компьютер требует не меньшей сосредоточенности, чем вождение автомобиля. Интересные игры требуют огромного напряжения, которого практически не бывает в обычных условиях. Эта область ещё мало изучена, поскольку современная мультимедиа-техника появилась значительно недавно. И всё же психическую нагрузку можно уменьшить. Во-первых, в работе следует делать перерывы, а во-вторых, необходимо следить за содержательной стороной игр. Легче всего для детского восприятия статическое, крупное цветное изображение в сопровождении звука. Достаточно безопасно рассматривать картинки или фотографии в сопровождении дикторского текста. Хуже для психики и для глаз воспринимается рисование на компьютере: здесь звук не играет отвлекающей роли, а всю работу выполняют глаза. Напрягая зрение, ребёнок напрягается сам. Всё это происходит и во время чтения с экрана текста, поэтому поиск информации в Интернете нужно дозировать. Ну и, наконец, настоящие вредители – игры, содержащие движущееся на высокой скорости изображение и мелкие элементы. Переутомление и напряжение детского организма после таких длительных игр снять очень нелегко.

     Излучение. Изначально все родители боятся радиации от компьютерного монитора. Но должна вам сказать, что у современных мониторов предусмотрены все меры безопасности: в частности, собственно то, что называется радиацией (гамма-лучи и нейтроны), монитор вообще не производит. В нём просто нет устройств со столь высокой энергией. Также ничего не излучает системный блок. Но вы наверно заметили, что нигде в квартире пыль не скапливается с такой скоростью, как на компьютерном столе. Дело в том, что на электроннолучевой трубке кинескопа имеется потенциал в 100 раз выше напряжения в сети. Сам по себе потенциал не опасен, но он создаётся между экраном дисплея и лицом сидящего перед ним, и разгоняет осевшие на экран пылинки до огромных скоростей. И эти пылинки летят, естественно, во все стороны и оседают на компьютерный стол и лицо ребёнка. Следовательно, необходимо постоянно снижать количество пыли в помещении посредством влажной уборки. А малыша, вставшего из-за компьютерного стола, следует умыть прохладной водой или протереть лицо влажной салфеткой. 

Итак, семь основных правил при работе малыша за компьютером

(которые также необходимо соблюдать и взрослым):

· При слабом зрении садиться за компьютер можно только в очках.

· Соблюдать расстояние от глаз до экрана (50-70 см).

· Делать перерывы в работе и гимнастику для глаз через каждые 15-25 минут работы перед монитором.

· Соблюдать правильную рабочую позу.

· Не работать на компьютере в темноте.

· Следить за содержательной стороной игр и программ, особенно в интернете.

· После занятий  умыться прохладной водой.

  1. Разновидности игр. Поистине гигантское количество игр, ассортимент которых обновляется практически ежемесячно (если не еженедельно), может сбить с толку любого из нас. Если в семье решено применять интернет с целью воспитания и развития ребёнка, то взрослые должны понимать, как, зачем и во что играют современные дети, быть в курсе игровых новинок и уметь совместно обсудить содержание новой игры. Чтобы не выглядеть полными профанами в глазах наших детей, нам не мешало бы поинтересоваться законами компьютерного игрового мира. И поможет нам в данном вопросе знание жанровой классификации игр.

      Основных жанров компьютерных игр несколько, но в каждом жанре существуют свои разновидности, так что разных видов компьютерных игр гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд. Тем не менее игры одного жанра имеют между собой много общего. К тому же на сегодняшний день очень часто практикуется такой приём, как совмещение нескольких жанров в одной игре. Условно всё многообразие игр можно классифицировать следующим образом:

     Адвентурные (приключенческие). Визуально подобные игры  оформлены как мультипликационный фильм, но с интерактивными свойствами – возможностью управления ходом событий. Для решения поставленных в них задач необходимо обладать хорошей сообразительностью и развитым логическим мышлением. Главным подспорьем в этих играх служат находки – различные предметы, которые встречает персонаж, путешествуя в игровом пространстве многочисленных уровней.

     Стратегии. Основная цель стратегических игр – управление войсками, энергией, полезными ископаемыми или другими подобными ресурсами. При этом зачастую необходимо осуществлять не только долговременное планирование, но и следить за текущей ситуацией. Конечной целью игры-стратегии является завоевание вражеских поселений, заключение необходимого союза или набор фиксированного количества очков. Эти игры достаточно сложны, но именно они развивают в ребёнке усидчивость и  способность к планированию своих действий, а также тренируют многофакторное мышление.

     Аркадные. Эта разновидность компьютерных игр перекочевала в наши персональные компьютеры с игровых автоматов и различных приставок. Характерной особенностью аркадных игр является поуровневое дробление игры, когда наградой и целью является право перехода к следующему эпизоду или миссии. Как правило, в конце каждой миссии игроку необходимо одержать главную победу. Аркадные игры тренируют глазомер, внимание, скорость реакции, но для детей дошкольного возраста рекомендуются ограничения по времени игры.

     Ролевые. В играх этого жанра в распоряжении игрока имеется небольшой отряд персонажей, каждый из которых выполняет свою отдельную роль или функцию. Цель героев – совместными усилиями исследовать виртуальный мир и выполнить поставленную в начале игры задачу. Задачей может быть отыскание определённого клада, сокровища или заклинания. Путь к достижению намеченной цели обычно преграждают различные препятствия и вредители разных мастей, которых необходимо одолеть силой или хитростью. Здесь и проявляется главный принцип ролевой игры – использование нужного персонажа в нужное время и в нужном месте.

     3D – Action. Кратко девиз данных игр можно выразить следующими словами: «Убей их всех!». Повышенная степень виртуальности создаётся за счёт использования трёхмерной графики и спецэффектов, где, как и в реальной жизни, есть верх, низ, право, лево, впереди и позади. Это сугубо развлекательный тип игр, которые развивают только моторные функции и почти не развивают познавательные, при этом они сомнительны в плане развития мышления и тем более нравственного воспитания. В данных играх особенно необходимо соблюдать чувство меры, причём не только детям, но и взрослым.

     Логические. Большинство детей старшего интересуются головоломками, если, конечно, они доступны для них. Полезность логических игр в том, что они развивают навыки логического мышления. Чаще всего такая игра представляет собой одну задачу или набор нескольких головоломок, которые необходимо решить. Типичными представителями этого жанра являются разнообразные задачи на перестановку фигур или составление рисунка. В последнее время российские фирмы-производители выпускают много качественных разнообразных логических игр, рассчитанных на дошкольный возраст, с целью обучения детей счёту, чтению, письму и другим предметам.

     Симуляторы. Игра-симулятор (иначе – имитатор) имеет в своём названии какую-нибудь приставку, например: авто-, авиа-, спортивный и др. Желание ребёнка попробовать свои силы в чём-то новом – очень сильное чувство, и компании, которые выпускают компьютерные игры для детей, об этом хорошо осведомлены. Сегодня в продаже можно найти имитаторы практически любых технических средств – парусных кораблей, дирижаблей, самолётов и вертолётов, танков, подводных лодок, реальных и фантастических космических аппаратов. В этих играх разработчики большое значение придают реализму ответных реакций окружающей виртуальной среды, вплоть до мельчайшего соблюдения технических показателей.

 Существуют и другие классификации компьютерных игр, но нельзя категорически заявлять, что одни игры плохи в плане воспитания, а другие хороши. Здесь не всё так просто, многое зависит от конкретной игры. Даже среди 3D-Action, традиционно считающихся кровавыми и жестокими, встречаются такие, которые учат добру, товариществу и взаимовыручке. Самое главное – отношение к игре ребёнка, а для того, чтобы нам с вами не заблудиться в безбрежном море виртуальных развлечений, необходимо иметь т. н. информационную культуру и прививать её нашим детям.

     Итак, итоговые рекомендации для правильного применения игровых программ с целью воспитания и развития дошкольника и школьника:

  Прежде всего, выбирайте жанр игры в соответствии с темпераментом и склонностями ребёнка: одним детям лучше подходят спокойные, размеренные игры, другим – активные, динамические.

· Разрешайте дольше играть в игры с исследовательским содержанием, чем с развлекательным. Если ребёнок проявляет инициативу, пытается разрешить возникшую проблему, анализирует сложившуюся ситуацию и делает из неё выводы – такая игра, несомненно, содержит элементы исследования.

· Продолжительность игры выбирайте в соответствии с возрастом ребёнка и характером игры. Ритм и продолжительность игры должны быть сбалансированы: если ритм игры напряжён, то игра не должна быть продолжительной.

· Не прерывайте игру ребёнка до завершения эпизода – малыш должен покидать компьютер с сознанием успешно выполненного дела.

· Постарайтесь, чтобы ребёнок усвоил главный принцип продолжительности игровых сеансов – нельзя играть в игры в ущерб жизненно важным занятиям, таким как сон, еда, отдых, физкультура, игры на свежем воздухе и др. Например, у современной молодёжи входят в привычку так называемые перекусы за компьютером. И кто образец для подражания? Снова мы, взрослые. Значит следует пересмотреть и свой стиль поведения.

  1. Цель включения интернета в жизнь ребёнка. Основная миссия общения ребёнка с компьютером  – это, конечно, подготовка к школе, выполнение дополнительных заданий, закрепление изученного в нестандартных ситуациях, поиск новой информации, самооценка и выбор будущего направления в жизни. Очень остро стоит вопрос о необходимости внедрения компьютеров в дошкольных учреждениях. Вообще, первыми исследователями в области применения компьютера в работе с дошкольниками были американские учёные Массачусетского технологического института. В 1971 году группа новаторов во главе с Сеймуром Пейпертом разработала специальный язык программирования ЛОГО, предназначенный для маленьких детей. С одобрения Министерства образования США и внушительном финансировании, в 80-х годах XX века объём этих исследований значительно расширился.

      В нашей стране первые попытки применения компьютера в дошкольных учреждениях относятся к 80-м годам прошлого века. Первый документально зафиксированный опыт применения компьютера в работе с дошкольниками в Советском Союзе (1986 год) связан с д/с №37  города Шауляя (Литва). Здесь в подготовительных группах был оборудован компьютерный класс, где дошколята занимались два раза в неделю по 10 – 15 минут. Специально для них были разработаны учебные программы, направленные на подготовку к школе: освоение и закрепление знаний по математике и обучение грамоте. Проведя исследования, педагоги пришли к выводу, что компьютер повышает интерес к обучению, ускоряет процесс усвоения новых знаний и представлений об окружающем мире.

     Проблема подготовки ребёнка к школе с помощью компьютера обсуждалась и на Первом Всесоюзном семинаре «Проблемы компьютеризации дошкольного воспитания» (Москва, 1989 год), а также на других  Всесоюзных конференциях и форумах, что позволило впоследствии перейти к широкому внедрению компьютеров в детских садах в России и СНГ.

     Почему меня волнует вопрос именно дошкольного образования. Я, учитель начальных классов, посещая уроки своих коллег, анализируя собственную речь, а также знакомясь с методическими рекомендациями по предметам, заметила, что мы довольно часто призываем учеников: «Сначала подумай, а потом говори!»; «Сначала подумай, а потом пиши!»; «Сначала подумай, а потом делай!» и т.д. до бесконечности. В чём же дело? А всё дело в том, что у ребёнка нет теоретического мышления, оно ещё не сформировалось, так как ни детский сад, ни начальная школа не имели надёжного средства для его выработки. Теоретическое мышление в первую очередь связано с осознанием способа действия, необходимого для решения учебной, игровой, изобразительной или любой другой задачи. Компьютер же, благодаря своему устройству и функциям, развивает такое мышление, осуществляя интеллектуальную подготовку малыша к школе, то есть ребёнок, управляя обучающей игровой программой, начинает сначала думать, а потом действовать. Казалось особенного в этом нет, однако это очень важный аспект, связанный с дальнейшим обучением в школе.

     В настоящее время интернет изобилует разнообразными обучающими материалами для детей от рождения и до… Помимо этого интернет помогает осуществлять мгновенную связь, развивать навыки виртуального общения. Но тут важно остерегаться перекосов. То есть необходимо чередование во всем, как в смене видов деятельности, так и в общении, причём давая всё же предпочтение реальному человеческому общению. 

     Другой ценный аспект подготовки ребёнка к школе с помощью интернет-программ – это приобщение малыша к исследовательской работе. Уже с первого класса ребята вовлекаются в исследовательскую работу. Так, к примеру, мои ученики в 2010 году заняли 1 место в Республике Башкортостан в проектной деятельности «Права потребителей глазами молодого поколения». Игры и программы для дошкольников устроены так, что процесс их освоения побуждает ребёнка пробовать, проверять, уточнять, делать выводы, корректировать свои действия в соответствии с текущей ситуацией. Они приучают к этому довольно быстро, и успех в освоении игровых программ в дошкольном возрасте непременно даст отдачу в быстром и эффективном освоении прикладных программ в школе. Часы и дни, потраченные на развивающие интернет-игры, вполне способны сэкономить месяцы работы по освоению сложных программных систем в будущем.

     И, наконец, такой немаловажный аспект, как социальная адаптация ребёнка к школе, его отношения с будущими одноклассниками. Следует заметить, что достижения детей в таких игровых программах не остаются незамеченными ими самими и окружающими. Дети чувствуют большую уверенность в себе, повышается их самооценка. Даже робкие и малообщительные малыши начинают активно делиться своими впечатлениями и достижениями в освоении компьютерного мира. Они рассказывают, обсуждают сюжеты, увиденные на мониторе, играют в сюжетно-ролевые игры, взаимосвязанные по содержанию с компьютерными играми. Дома, во дворе, в дошкольном учреждении дети с достоинством рассказывают друзьям о всех «тонкостях» работы на компьютере, который выступает как эффектный способ самоутверждения, повышения собственного престижа. Овладение компьютером благотворно влияет на формирование личности ребёнка и придаёт ему более высокий социальный статус.

     Некоторые родители считают работу с компьютерной мышкой тренировкой мелкой моторики пальцев рук. Но это не так. Нельзя забывать о том, что помимо компьютеров есть масса развивающих игр (на основе рисования, лепки, конструирования, шитья, вязания, плетения), ими пренебрегать не следует.

     Подводя итоги, хочу напомнить, что естественная среда развития ребёнка – это игра. Малыша не нужно учить или заставлять играть. Он играет спонтанно, с удовольствием, не жалея времени и не преследуя определённых целей. Поэтому имеет большое значение разнообразие детских игр, в том числе и компьютерных, в которых ребёнок мог бы выдумывать всё новые повороты сюжета и принимать на себя разные роли. Развивая воображение ребёнка, важно помнить, что материалом для его фантазий служит вся окружающая жизнь, и чем больше в его мире разнообразия, тем больше простора для его развития.

     Не опасайтесь отрицательного влияния интернета на ребёнка. При разумном подходе никакого вреда он не принесёт, а вот польза будет прямо-таки неоценимой. Имея собственный компьютер и выход в интернет, ребёнок потихоньку научится что-то переустанавливать, понимать, что происходит с техникой, сможет завести свои творческие проекты. Такие умения очень пригодятся ему в будущем, а может, станут профессией. Собственный компьютер – это, можно сказать, личное пространство ребёнка, и оно необходимо каждой формирующейся личности. Так что, не надо бояться ставить компьютер в детской. Технический прогресс остановить невозможно, а с самыми последними его достижениями дети встречаются первыми. И чтобы умная машина была другом, а не врагом нашим детям, нам, взрослым, тоже необходимо повышать свой уровень знаний. Хотя бы для того, чтобы мы могли понимать то, чем увлечены наши дети, разделять с ними их успехи, да и просто больше общаться со своими детьми.

      Вывод очевиден: «Машины должны работать. Люди должны думать». 

 

Оставить комментарий

Комментарии: 1
  • #1

    Интернет: тусовка или пространство воспитания (Среда, 12 Сентябрь 2012 05:52)

    На мой взгляд статья не только поднимает актуальную проблему "Ребенок и Интернет", но и предлагает пути ее решения.